Триединство доставки ТВ-сигналов

7 сентября 2021

Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин принял участие в Конференции кабельной и медиа индустрии, где рассказал о современных способах доставки телесигнала от вещателя до операторов и объяснил, в чем заключаются их основные различия.

Доклад состоялся в рамках сессии «Новые правила игры: стратегии телевизионных каналов. Выживут ли линейные телеканалы в новых реалиях рынка?» Вначале Григорий Кузин отметил, что наглядным ответом на вопрос: выживет ли линейное телевидение, является статистика платформы «Медиалогистика», к которой только за лето подключилось более десятка новых телеканалов. А это явно указывает на то, что линейное телевидение продолжает развиваться и пользуется спросом у потребителей.

Запуску новых каналов способствует и тот факт, что за последние годы существенно снизилась стоимость, а также появились новые – более простые способы их доставки до абонентов. Еще 10 лет назад при запуске нового телеканала было понятно, что потребуется потратить около $20 тыс. на его подъем на спутник. Сейчас же есть возможность снизить начальные затраты практически на порядок. Если совсем недавно на рынке обсуждали плюсы и минусы спутниковой и наземной доставки телесигналов, то сейчас к ним добавился еще и третий способ – доставка через публичный интернет. Сразу же стоит оговориться, что под наземной доставкой понимается передача сигнала по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС) и выделенным каналам связи. Интернет же нельзя отнести к наземной технологии доставки, так как помимо кабельного доступа существуют и активно развиваются мобильный и спутниковый ШПД.

Если проводить сравнение между этими тремя способами доставки, можно сказать, что ни один из них не является идеальным. Они могут применяться как самостоятельно, так и органично дополнять друг друга. Выбор, по какой технологии доставлять ТВ-сигналы, зависит от конкретного кейса. Для наглядности можно привести простой пример. Стоит задача – доставить телесигнал со стадиона до студии российского вещателя. В одном случае это будет трансляция NHL, во втором – КХЛ, а в третьем – ФНЛ. Принять сигнал из Северной Америки с трансляцией NHL в большинстве случаев будет проще через спутник, транслировать матчи КХЛ проще по оптике, так как все арены лиги к ней подключены, а вот на стадионы в некоторых городах, где проходят матчи ФНЛ, оптические каналы не проведены, поэтому тут на помощь придет публичный интернет.

Григорий Кузин привел пример кейса, в которых все три способа доставки прекрасно сочетаются: допустим, корреспондент снимает репортаж на мобильный телефон и отправляет его вещателю через интернет, вещатель передает сигнал по оптике спутниковому оператору, а тот уже раздает телеканал абонентам. Если проводить прямое сравнение, то спутник остается самым дорогим способом дистрибуции сигнала, хотя благодаря конкуренции с наземными способами доставки, его стоимость в последнее время снижается. Самым бюджетным способом доставки является публичный интернет, но качество и защита контента от пиратства тут будет самыми низкими. Доставка по оптике является оптимальной с точки зрения соотношения цены и качества.

Несмотря на то, что «Медиалогистика» специализируется на доставке по оптическим каналам, платформа активно развивает и сегмент доставки через интернет. Для вещателей такой гибридный подход является наиболее оптимальным, так как отдавая сигнал «Медиалогистике» ему не нужно самостоятельно заботиться о том, какой способ его получения будет более удобен тому или иному оператору. Специалисты платформы совместно с каждым конкретным оператором определяют, какой способ доставки является оптимальным в каждом конкретном случае.

Сама по себе возможность доставки телеканалов через интернет существовала и ранее, но именно сейчас стало возможным рассматривать этот способ наравне со спутником и оптикой. Это произошло благодаря появлению нового протокола SRT, который позволяет создать профессиональное решение для дистрибуции ТВ-сигналов. Теперь доставка через публичный интернет стала более надежной и качественной, а сигнал проходит с меньшими задержками. «При этом я не устаю напоминать, что каким бы замечательным не был протокол, публичный интернет остается общедоступной средой передачи данных, качество доставки телесигнала в которой невозможно гарантировать», – подчеркнул Григорий Кузин.

Тем не менее «Медиалогистика» запустила новую услугу tv lightway, которая позволяет очень легко организовать доставку телесигнала через публичный интернет в случаях, когда организовать подключение по оптике очень сложно или невозможно. Это решение отлично подходит для региональных телеканалов, которым необходимо доставить сигнал в Москву или даже зарубежному оператору.

«Если вещатель из России продал права на свой телеканал условному оператору в Аргентине, можно организовать точечную доставку. Всего же сейчас «Медиалогистика» может обеспечить доставку телесигнала в 6 тыс. городов в 110 странах по всему миру», – резюмировал Григорий Кузин.