Руководитель проектов DNS компании MSK-IX Павел Храмцов рассказал о роли статистики доменных имен

22 сентября 2021

Доклад состоялся на 14-й Международной конференции администраторов и регистраторов национальных доменов верхнего уровня стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (TLDCON 2021), одним из партнеров которой выступила компания MSK-IX.

В начале своего доклада Павел Храмцов отметил, что при обращении к доменной статистике очень важно, кто является ее заказчиком, кто потребителем, а кто поставщиком данных. От этого может зависеть как методология сбора информации, так и ее интерпретация.

Для примера он привел данные компании Verisign по количеству регистраций в доменах верхнего уровня, согласно которым с большим отрывом лидирует зона .COM (157 млн регистраций), на втором месте находится зона .TK (24,7 млн), а зона .RU расположилась на девятой позиции с показателем 5,7 млн зарегистрированных доменных имен. Если поверхностно посмотреть на эту статистику, можно прийти к печальному выводу относительно положения и перспектив зоны .RU, которая в ближайшие годы вряд ли дотянется до показателей, которых зона .COM достигла еще в 2000 году (более 8 млн доменных имен). Но если провести более глубокий анализ, станет понятно, что это и не может являться целью, так как домены в .COM размещают организации со всего мира, в том числе и из России, тогда как в зоне .RU – только российские. А сам факт, что при этом национальная доменная зона находится в топ-10 по всему миру, говорит о том, что все не так уж и плохо. Просто при анализе данных нельзя слепо интерполировать их без учета всех дополнительных факторов.

Это же можно сказать и относительно статистики Verisign которая показывает поквартальную динамику регистраций. Если посмотреть на данные по первому кварталу 2021 года, то в абсолютных цифрах количество регистраций во всех доменных зонах снизилось на 2,8 млн относительно предыдущего отчетного периода. Кажется, что это очень много, хотя на самом деле составляет менее 1% от общего количества доменов.

Доменная статистика, конечно, не ограничивается информацией о количестве сайтов, зарегистрированных в той или иной зоне и динамике регистраций. Она включает в себя очень разнообразные данные по регистраторам, физическому размещению, надежности, доступности, времени отклика и стоимости доменных имен.

Можно выделить несколько основных категорий потенциальных потребителей таких данных: интернет-пользователи, корпоративные клиенты, DNS-провайдеры, регистратуры и регистраторы, киберсквотеры и исследователи.

Что касается обычных пользователей, то им продвинутая статистика не требуется. Главное, чтобы запрашиваемые сайты работали. Когда они становятся недоступны или скорость доступа начинает замедляться, такие пользователи начинают жаловаться. Кстати, в последнее время такие случаи участились. Но обращаются к статистике при этом только продвинутые пользователи, для которых важна скорость, надежность и приватность. Они же обмениваются этими данными и активно их обсуждают.

Но и эта статистика может быть обманчива. Задержки доступа к тому или иному ресурсу не являются константой. Они зависят от расположения сервиса и точки измерения. Если посмотреть среднюю скорость доступа по всему миру, цифры будут одни, а если, например, конкретно по Африке – совсем другими. Поэтому эти данные тоже вариативны.

Если объективно посмотреть на надежность и доступность, мы увидим, что ни у одного DNS-сервиса в мире нет доступности 99,99%. Это говорит, что стандарты, принятые сегодня в телекоме гораздо выше, чем может обеспечить интернет-среда, что приводит нас к разговору о корпоративном сегменте потребителей статистики. Они предъявляют к ней совершенно иные требования по мониторингу надежности, времени отклика, географическому размещению интернет-сервиса и множеству других параметров. Нужно быть готовым в любой момент эту информацию предоставить.

Следующая категория – DNS-провайдеры. Для них очень важно обладать полной статистикой по работе серверного оборудования: надо знать производительность процессора, рабочую температуру, загрузку оперативной памяти и так далее. Все это является неотъемлемой частью системы предоставления, сбора и обработки данных по DNS-сервису.

Для регистратур важной задачей является пиар и поддержание высокой репутации доменных зон. Поэтому у каждой регистратуры есть статистика по количеству и времени новых регистраций, продлений, делегированию и закрытию доменов. Это показатель живости зоны – того, что она востребована, а регистратура существует не зря и нужна людям.

Для поддержания репутации публикуется информация о том, сколько в доменной зоне зарегистрировано фишинга, вредоносных программ, спама и прочей активности злоумышленников. Все это отслеживается в динамике. Если регистратура не озаботится сбором и публикацией такой статистики, он поставит себя под удар ICANN и правоохранительных органов, которые неизбежно начнут предъявлять претензии в случае возникновения каких-либо инцидентов.

У регистраторов есть такая же статистика, как у регистратур, но кроме нее они еще публикуют Whois History – полную информацию по доменам. Также они предоставляют дополнительные данные для клиентов, которые участвуют в аукционах и перехвате освобождающихся имен, предоставляют магазины доменов, чтобы они могли делать осознанный аргументированный выбор.

Упоминание аукционов приводит нас к тому, что вся эта статистика является инструментом монетизации. Поэтому на рынке существует такое явление как киберсквотеры. Если изучить данные о том, на кого какое количество доменов зарегистрировано, можно понять масштаб этого рынка. Эта категория потребителей также активно использует статистику по рекомендуемым ценам на домены, спрос на те или иные имена в различных зонах и потенциале их монетизации.

Последняя категория, о которой рассказал Павел Храмцов – это различные исследователи, к которой относятся ученые, социологи и маркетологи. Они занимаются анализом рынка, выявлением закономерностей, а также созданием отчетов как для конкретных заказчиков, так и для всех желающих приобрести данных подобных исследований.

Именно при использовании подобных коммерческих отчетов таится основная опасность получить недостоверные данные или их однобокую трактовку. Заказчик исследования может преследовать цель – получить срез данных, который будет выгоден именно ему, а не отражает объективную картину. Также и маркетологи могут решать задачу по выпячиванию определенных тенденций, упуская факторы, которые не укладываются в их картину.

«Доменная статистика всякая нужна и всякая важна. Но главное, чтобы она была объективна и независима от компаний, которые предоставляют услугу. Если вы хотите иметь более-менее достоверные данные, нужно использовать несколько источников, среди которых обязательно должны быть независимые», – резюмировал Павел Храмцов.